Водопад Виктория, Замбия-Зимбабве

0 237

Водопад Виктория. Первые впечатления

Путь к водопаду был нелегким и долгим. Больше суток мы добирались до Ливингстона, меняя самолеты, часовые пояса и климатические зоны. Как только мы, наконец, добрались до гостиницы – бросили чемоданы и отправились к водопаду. Солнце катилось к горизонту.

В октябре воды уже немного, поэтому часть ущелья была сухой. Но таков и был наш план: в это время можно пешком добраться до острова Ливингстона и попасть в бассейн Дьявола. А пока мы стояли у края каньона, заходящее солнце подсветило брызги основного каскада. Говорят, что когда первооткрыватель Дэвид Ливингстон издали увидел водопад, то принял его за пожар в саванне: воды Замбези, падая со 100-метровой высоты в каменный каньон, разбиваются на тысячи капель, образуя клубы, которые видны за многие километры. Местные жители называют его Mosi Oa Tunya – “Гремящий дым”.

Животные в национальном парке

Следующий день мы потратили на изучение местности и получение необходимых разрешений на проведение съемок в национальном парке. Заодно познакомились с его обитателями. Могучие воды Замбези привлекают большое количество живности. Здесь можно увидеть обезьян, гиппопотамов, слонов, жирафов. Слоны ходят через реку довольно свободно, ломая по пути деревья. Посмотрев на это, я отказался от планов попасть в парк ночью: перспектива столкнуться на узкой тропинке со слоном не очень меня прельщала. А вот с жирафами в один из дней мне удалось повстречаться довольно близко. Для съемки нужно было подойти на дистанцию в несколько метров. Жирафы, несмотря на то, что привыкли к людям, все же вели себя настороженно и уходили от меня на своих длинных ногах. Лишь несколько часов, проведенных на солнцепеке, принесли свои плоды. Любопытство пересилило животных, и они вышли посмотреть на назойливого человека с камерой. Мое терпение было вознаграждено: удалось сделать несколько неплохих снимков.

Отдельно стоит упомянуть обезьян: вот они нисколько не стесняются. Подбегают, дергают за рюкзак, за ремень камеры. Скалят зубы. Если увидят еду – отберут. Вообще встреча с обезьяньей стаей очень опасна. Это только в мультфильмах они милые, а на деле лучше наблюдать за ними со стороны. На территорию отеля, где мы жили, их не пускают, однако при мне особо наглый бабуин перелез через ограду, отнял у испуганных женщин завтрак и умчался под смех охранников.

Остров Ливингстона и водопад Дьявола

Одной из основных целей нашей экспедиции было попасть на остров Ливингстона и к бассейну Дьявола. Остров расположен примерно посередине реки у края водопада и обычно окружен водой. В сухой сезон часть реки пересыхает, и до острова можно добраться пешком. Однако это частная территория, и находиться там разрешено ограниченному числу посетителей в сопровождении гида. Спрос большой, и мы смогли записаться на посещение лишь на следующий день.

Главная достопримечательность, привлекающая туристов, это Бассейн Дьявола. У самого края водопада есть чаша размером несколько метров с несильным течением. Из нее можно заглянуть за край водопада и увидеть, как тонны воды падают в пропасть. Зрелище действительно впечатляющее! Чтобы попасть в бассейн, нужно переплыть небольшую протоку, пройти по каменистой гряде и слезть с нее в воду. Первоначально мы собирались сделать съемку из самого бассейна с помощью длинного шеста, к которому прикреплена камера. Я даже доплыл со всем этим до бассейна, но этот способ оказался очень неудобным, и лучшие кадры, как всегда, получились с дрона.

blank

В дождливый сезон водопад пропускает более 500 тысяч тонн воды в минуту. Сейчас – намного меньше, но все равно выглядит внушительно. Падающая вода создает такой шум, что рядом невозможно разговаривать.

Первый день съемок на острове закончился неудачей. Отвалился крепеж камер, и результат всего съемочного дня вместе с комплектом оборудования упал в реку. Мы пытались его выловить и даже назначили награду тому, кто найдет. Но тщетно: только хохот бегемотов разносился над Замбези, а камеры мы так и не спасли.

Рафтинг

Кроме водопада Виктория, река Замбези знаменита своими порогами. Рафтеры и каякеры со всего мира съезжаются сюда. Мы тоже решили посмотреть на них, и лучше всего это делать с рафта. Признаться, я думал, что нас ждет легкая водная прогулка, но все оказалось гораздо серьезнее.

Получив спасательные жилеты, каски и весла, мы стали спускаться вниз к реке. На берегу уже толпились другие искатели приключений. Нам достался яркий желтый рафт, и мы отправились в плавание. Капитан сразу сказал, что до 7-го порога снимать что-либо можно даже не пытаться: все должны быть на веслах. Я понял, что надежда на легкую прогулку тает на глазах.

blank

Впереди нас ждали 19 порогов и более 30 километров вниз по реке. Нашими компаньонами в рафте оказались Питер и Рита – немолодая пара, полная оптимизма. Как позже оказалось, они отправились в пятидневное путешествие по реке и настроены были решительно.

Берем весла и гребем по команде капитана. Вот и первый порог! Брызги воды, короткое падение рафта куда-то вниз, взмахи весел – прошли! В общем, довольно весело (и мокро).

Не буду утомлять вас описанием всех порогов, но вот названия некоторых. The Boiling Pot (кипящий котел); Stairway to Heaven, (лестница в небо, порог 5-й категории, максимальной для коммерческого рафтинга); The Devils Toilet Bowl (ночной горшок дьявола); Commercial Suicide (коммерческое самоубийство: порог наивысшей 6-й категории, который пришлось обойти по суше); The Gnashing Jaws Of Death, (скрежет челюстей смерти); The Washing Machine (стиральная машина); Double Trouble (двойная неприятность) и Oblivion (помилование: один из самых сложных на реке). Суровые названия – не всегда признак сложности порога. В середине пути я даже смог достать камеры и поснимать.

Тем временем мы подходим к порогу Oblivion; капитан начинает привязывать все вещи двумя веревками, и, похоже, дело серьезное. Вероятность переворота в этом пороге – 60%. Но вариантов нет, только вперед!

blank

Порог большой, но не выглядит очень грозно. Дружно работаем веслами, рафт крутит в потоке, фонтан брызг, и вот я пролетаю над рафтом, потом под рафтом, и кругом бурлит вода. “Ага,- соображаю,- выпал за борт”. Где-то рядом плывет Рита. С удивлением обнаружив, что не потерял весло в полете, закидываю его обратно в лодку. Порог прошли неплохо, хотя смыло весь левый борт. И все оборудование цело, и сняли реку.

Ущелье

После проходов порогов на рафте мы решили поснимать их с дрона. Но не так прост путь в каньоны Замбези…

Утром наш гид Брент отвез нас на край ущелья, выдав в помощь двух парней, которые знают дорогу и понесут тяжелое оборудование. Вниз спускалась узенькая тропа, по которой иногда к реке ходят рыбаки. Судя по всему, пользовались ею нечасто.

Парни бодро потопали вперед, за ними чуть менее бодро семенил Стас с дроном на плече, а сзади кое-как плелся я. Жара нарастала, пересохшая тропка то и дело предательски осыпалась под ногами. Вскоре мои спутники скрылись из вида. Вокруг тропы сдвинулись кусты с острыми колючками, которые цеплялись за одежду; в кроссовках перекатывался песок и камешки. Запыхавшись, я выбрался на берег, где меня ждала наша команда. Выглядели коллеги ненамного лучше меня, но были немного бодрее настроены. Я было подумал, что мы пришли, но оказалось, что дальше нужно идти по камням и карабкаться по скалам вдоль берега. Почему я не отказался в самом начале?

Передвигаться по камням было легче, чем по сыпучей тропе; вскоре мы добрались до порога и стали ждать, когда приплывут рафты. Навигация в каньоне работала плохо, поэтому Стасу пришлось управлять дроном вручную, а я корректировал его полет и следил за показаниями приборов. Пара рафтов перевернулась, порог действительно довольно сложный. Но все команды прошли его успешно.

Время шло к полудню. Черные скалы раскалились, спрятаться от солнца было негде, запасы воды на исходе. А нам еще возвращаться назад.

Обратный путь оказался труднее. К скалам было невозможно прикоснуться, подошвы кроссовок начали плавиться. Единственный способ не изжариться заживо – идти вперед. Наконец, мы добрались до тропы и поползли вверх по склону. 50 шагов. Остановка. Отдышаться. Через сто шагов – глоток воды. Еще 50 шагов…

Когда появились колючие кусты, донимавшие меня на спуске, я был даже рад: какая-никакая, но тень. Ребята тоже дышат тяжело. А у них еще дополнительный вес, чемоданы оборудования – не то что мой рюкзачок. Медленно мы продолжили путь наверх.

Через некоторое время, показавшееся вечностью, за нами приехал Брент с ящиком холодной воды. Никогда еще вода не была такой вкусной.

Пересечение границы

День выдался насыщенный. Едва отдышавшись после путешествия в каньоне, хватаем чемоданы и мчимся к границе. В Замбии нас ждет вертолет, а времени остается совсем мало. Проскакиваем пропускной пункт, ловим таксиста, который согласен довезти нас до замбийской стороны, но через границу не поедет: работает перевозчиком только на мосту.

Пока вытаскивали чемоданы из багажника, вездесущие обезьяны приметили у меня пакет с бутербродами и попытались его вырвать, предательски напав из-за спины. Но не тут-то было – еду я не отдал, и осыпаемый проклятьями на бабуинском, благополучно ретировался. Вертолетчики весьма кстати прислали за нами автомобиль, и мы помчались по ухабистой дороге.

Вертолет

Вертолетная площадка расположена у огромного баобаба на холме. Он издалека заметен в сухой саванне. У вертолета нас уже ждет пилот Майк.

Берем необходимое оборудование, грузимся в вертолет. Я сажусь сзади, а Стас спереди. Во время полета задняя дверь остается открытой, чтобы можно было снимать. Поначалу немного страшно лететь с открытой дверью, но страх компенсируется восторгом от видов, проносящихся под нами. Сделав пару пробных проходов над ущельем, совершаем посадку в саванне и крепим снаружи вертолета съемочное оборудование. Снова вой винтов, и вертолет ныряет в ущелье, проносясь почти вплотную к реке, закладывает виражи, и вновь выныривает наверх к закатному солнцу. Делаем еще несколько проходов на разных высотах. Майк виртуозно управляет вертолетом, в открытой двери мелькают небо, река, стена каньона, снова небо. Серия резких поворотов, и вот мы снова летим над саванной, направляясь к главному водопаду. Проходим над ажурным мостом. В брызгах водопада переливается солнце, окрашивая его в закатные цвета. Сверху водопад не такой грозный, но все равно величественный. Майк делает пару кругов, и мы возвращаемся к знакомому баобабу. Время в полете летит незаметно. А между тем солнце почти закатилось за холм.

Послесловие

Вот и прошли две недели в Африке. Пора возвращаться домой. Четыре авиаперелета: путь займет почти двое суток. Но мы везем ценный материал: уникальные видеосъемки в каньоне водопада Виктория. Значит, старались не зря.