Окрестности Батуми за один день: Махунцети и Гонио

0 211

Купив машину, я на следующий же день укатил в Батуми, где уже целый месяц отдыхала моя семья. Поскольку мой отпуск только начинался жажда путешествий еще не была утолена, да и новый транспорт хотелось проверить что называется в полевых условиях, то уже следующим же утром мы поехали осматривать достопримечательности Аджарии. Готового маршрута у нас не было, была только карта автономии. Ехали можно сказать куда глаза глядят. И вот, что из этого вышло.

Наш путь лежал на восток от Батуми через поселок городского типа Хелвачаури. Место известно тем, что не так давно здесь располагалась российская военная база. Еще здесь выращивают мандарины – одну из основных статей экспорта Аджарии. Эта дорога сворачивает от трассы А2, не доезжая до аэропорта, и петляет вдоль реки Чорохи, постепенно уходя в горы. Километров через 10 Чорохи делает крутой поворот и уходит в сторону Турции, а дорога продолжает идти уже вдоль её притока – реки Аджарисцкали. А заканчивается она в городе Ахалцихе (когда-нибудь я обязательно покорю этот маршрут полностью). В своей горной части дорога разбита и часто бывает непроходима, особенно зимой [перевал Годердзи вообще закрыт с середины сентября по середину мая], но тот участок, который мы проехали оказался в идеальном состоянии.

Река Чорохи. Во время разливов она, полагаю, заполняет всю эту долину.

А сейчас здесь спокойно пасутся коровы:

blank

Несколько лет назад были напечатаны очень хорошие карты Грузии по регионам. Их пока еще можно получить в аэропорту Тбилиси на туристической стойке, а в региональных туристических центрах они давно закончились. Туристический центр Батуми завален рекламой гостиниц, полезных карт и путеводителей в нем я в этот раз не обнаружил, имейте это в виду и запасайтесь заранее, как я. Так вот, первым же мостом на карте Аджарии был отмечен мост в деревне Махунцети. На съезде с дороги обнаружился туристический автобус с армянскими номерами. Ну, думаю, куда попало автобус с иностранными пакетными туристами не погонят, надо разузнать, что здесь и как.

Я уже давно хотел посмотреть средневековые арочные мосты, коих немало в этих краях. Мосту Махунцети повезло стать первым в моем личном списке. Его построили в 11 веке из валунов вулканической породы. Фотография этого не передает, однако длина моста чуть меньше 30-ти метров, а высота арки над водой – больше пяти. Вся конструкция выглядит со стороны очень ненадежно, но стоит задуматься, что мост используется уже тысячу лет, к тому же в сейсмически нестабильной зоне, как все вопросы к архитекторам прошлого отпадают.

Вид с моста против течения:

blank

На реке в 1934-м году построили небольшую ГЭС для локальных нужд. Сейчас эта ГЭС носит название Атси. Здание станции хорошо вписывается в ущелье и на мой взгляд даже украшает его.

На другом берегу прямо на кроне дерева оборудована беседка, где нас встретили местные жители.

Мне показалось, что нам повезло застать Махунцети без других посетителей (с армянами мы разминулись, их можно не считать). Летом здесь, вероятно, куча народа.

Вот еще один вид, на этот раз можно прикинуть размеры моста.

blank

Со стороны беседки я приметил водопад на противоположном берегу и сфотографировал его. К самому водопаду мы не пошли, а зря. Многие называют его самым красивым во всей Аджарии. К сожалению, я узнал об этом, только когда начал писать этот рассказ и вбил в поисковике название этого места. В следующий раз постараюсь этот водопад не пропустить.

Поехали дальше.

Через несколько километров мы свернули с дороги, приметив два указателя на какие-то крепости. Ребята, сидящие у обочины, махнули нам в какую сторону ехать, и машина медленно поползла в горку мимо участков местных жителей. Мы проехали довольно далеко, несмотря на то, что вековая деревенская колея совсем не предназначена для широких седанов с низкой посадкой. Пару раз машина даже поскребла днищем камни. Но вот мы добрались почти до самого верха, дальше уже не проехал бы и внедорожник. Пришлось припарковаться у ворот одного из домов; до вершины горы осталось сделать лишь пару десятков шагов. Отсюда в одну сторону открывался вид на всю деревню, а в другую – на соседние горы. Никаких крепостей видно не было.

blank

Уверен, провести хотя бы недельку в таком безадресном доме на склоне горы, потерявшемся среди деревьев, мечтают многие городские жители.

Выглянувший местный парнишка сказал, что до крепостей еще далеко, но он может проводить нас. Чтобы увидеть одну из них пришлось бы спуститься с горы с другой стороны и протопать еще с пару километров, а до второй было столько же, но в другую сторону и по гребню. Но мы сдались. Жара, ребенок – сразу нашлось много причин, чтобы не идти пешком. Посидев еще некоторое время на кем-то заботливо сколоченной прямо здесь лавочке, мы вернулись к машине, заглядывая в деревенские огороды.

Времени до вечера оставалось еще достаточно, но мы почему-то решили не ехать дальше в поисках неизведанного, а вернуться к морю и посетить королеву всех крепостей Аджарии – Гонио. От Батуми до крепости в сторону турецкой границы 15 км, а от крепости до границы в Сарпи – не больше пяти.

blank

Крепость Гонио (ранее называлась Апсаре или Аспарунт) была римским форпостом в Аджарии, на берегу Чёрного моря, в устье реки Чорохи. Первое упоминание крепости принадлежит Плинию Младшему (I век н. э.). Во II веке нашей эры это был хорошо укреплённый римский город в Колхиде. Позднее подпал под влияние Византии. Название “Гонио” впервые упоминается в сообщении трапезундского историка Михаила Панарета в XIV веке. В 1547 году Гонио стал частью Оттоманской империи, это продолжалось до 1878 года, когда после договора Сан-Стефано Аджария стала частью Российской империи. Кроме того, могила Апостола Матвея, одного из двенадцати апостолов предположительно может быть в крепости Гонио. Однако, грузинское правительство в настоящее время запрещает проводить раскопки возле могилы. (Из Википедии)

Так крепость выглядит из космоса. Периметр стены – около семисот метров.

По большому счету от крепости осталась только стена, от находившихся внутри построек сохранились в лучшем случае фундаменты. Чудесным образом уцелел кусок стены римской бани.

blank

Есть несколько не подписанных могил, прикрытых навесами:

Фундамент:

Стена бани:

Больше всего мне понравились остатки древнего водопровода: соединительные узлы, колена и глиняные трубы.

На территории растет киви:

Между этими двумя постройками лежат два тысячелетия. Крепость вполне способна простоять еще столько же, чего не скажешь про панельную девятиэтажку.

Крест – символическая могила апостола Матфия. Матфий (не путать с апостолом Левием Матфеем) стал одним из двенадцати апостолов по жребию уже после смерти Христа, заняв место Иуды Искариота. По преданию также как и Андрей Первозванный он проповедовал в Грузии. Как сказано в книге “Житие Грузии” вместе они обошли “часть области Триалетской… до реки Чорохи каждые принадлежащие ему села.” Есть несколько преданий о кончине Святого Матфия, по одному из них это случилось здесь в Гонио.

При крепости есть небольшой, но стильный музейчик.

blank

В нем представлены найденные на территории крепости древности: скляночки, черепки, топоры, монеты и прочее.

Дорога Сарпи-Батуми проходит прямо рядом с крепостью, напротив даже есть остановка. Крепость невозможно не заметить.

В этот день мы еще успели съездить до границы, остановились у водопада со своеобразным памятником апостолу Андрею Первозванному.

blank

Тем временем наступал вечер, солнце клонилось к горизонту.

Отрезок побережья от Сарпи до крепости Гонио очень красив. Поросшие густым лесом горы круто обрываются у самого моря. На наших глазах здесь остановилась машина с турецкими номерами, и пассажиры вышли, чтобы сделать фотографии, хотя турецкая часть побережья Черного моря тоже по большей части горная, но, похоже, здесь лучше виды. Полюбовавшись морем, мы отправились назад в Батуми.

Курортный поселок Квариати рядом с грузино-турецкой границей. Здесь предпочитают отдыхать грузины со всей страны, находя море в Батуми слишком грязным.